10 сентября в «Театре Луны» состоится премьера спектакля «Орфей и Эвридика» по пьесе Жана Ануйя «Эвридика» (как сообщает пресс-служба театра). Однако уже 4 и 5 июля прошли генеральные открытые прогоны спектакля.
Миф и современность
Итак, «Орфей и Эвридика», миф о великом музыканте, сыне Аполлона, чьей музыкой восторгались даже боги, и его прекрасной возлюбленной был записан ещё в V веке до нашей эры, но до сих пор находит отклик в душах наших современников.
читать дальшеВ 1942 году знаменитый французский драматург и сценарист Жан Ануй написал свою пьесу «Эвридика» – старую историю на новый лад. Он сделал мифических влюблённых своими современниками: Эвридика – молодая актриса, дочь провинциальной примадонны, которая путешествует вместе с труппой по свету, Орфей – талантливый скрипач, сын бедного опустившегося арфиста, вынужденный зарабатывать игрой в пивных, а то и на улице. Встреча на обшарпанном, богом забытом вокзале становится роковой в жизни молодых людей – как и у древних греков, любовь заканчивается смертью обоих.
«Театр Луны» – версия XXI века
Именно на основе его текста Гульнара Галавинская, ученица Романа Виктюка, и создала свою сценическую редакцию для «Театра Луны». В её версии пьеса получила более жёсткое, авангардное звучание. На сцене активно используются современные медиа-декорации – задник сцены превращается в огромный экран, действие сопровождают танцевальные элементы, некоторые монологи героев произносятся как ритмизованные отрывки (что-то вроде чтения рэпа). В действие введены трюковые номера – артисты взлетают под потолок, зависают вниз головой и т.д.
Свет и звук становятся достаточно агрессивным дополнением при развитии действия. Галавинская сама занималась подбором музыки к спектаклю и подошла к этому творчески и прогрессивно – вместо «неопределённых» звуковых дорожек звучат лирические рок-баллады XX века и даже песни группы «Rammstein». Пожалуй, подобный выбор музыки делает пьесу более понятной современным зрителям.
Благодаря всем этим эффектам спектакль получился достаточно необычным. Современная режиссура «расширила» возможности актёров с помощью языка движений, света, музыки и декораций. Но при этом нельзя сказать, что спектакль выглядит как какофония и эдакий балаган – несмотря на внешнюю жёсткость, он получился очень печальным и лиричным.
Стоит ли надеяться на happy-end?
Главная тема спектакля – столкновение романтического идеала с реальной жизнью. На перроне в захолустном вокзале повстречались юные герои (Орфей – Дмитрий Бикбаев, Эвридика – Ирина Линдт). На фоне окружающих их абсурда, грязи и пошлости, нарочито-нелепого окружения (вызывающего у зрителей смех) их внезапная любовь кажется чистым и светлым чудом.
Но с самого начала над ними нависает трагический рок. Когда девушка узнаёт, что нового знакомого зовут Орфей, она с почти с истерическим смехом произносит: «Ну а я – Эвридика!.. Представляешь? Эвридика!» Сразу возникает предчувствие, что это не простое совпадение имён.
За молодыми влюблёнными с самого начала наблюдает таинственный человек в чёрном – некий господин Анри (Дмитрий Бозин, актер Театра Романа Виктюка, заслуженный артист России). Сразу создаётся впечатление, что он не попутчик, не случайный прохожий, а «режиссёр» надвигающейся трагедии. На самом деле Господин Анри – это Смерть (эдакий аналог мифического Аида), которая посетила мир людей.
Орфей и Эвридика счастливы и беспечны – строят планы на будущее, мечтают о счастливой совместной жизни. Но прошлое не отпускает их: Эвридика здесь не невинная героиня мифа, а реальная девушка с тяжёлой судьбой и постыдными тайнами. Она боится рассказать Орфею правду о себе – о количестве своих любовников, о причине своего падения… Стыд перед возлюбленным и нежелание возвращаться в труппу под власть конферансье Дюлака вынуждают Эвридику бежать из города в одиночестве. Но в дороге она трагически погибает в аварии.
Как и мифологический Орфей, герой пьесы разжалобил своим горем саму Смерть. У господина Анри тоже есть условие – молодой человек не должен смотреть возлюбленной в глаза до наступления утра, и тогда она будет снова жить.
Тут-то и проявляется главный конфликт – что лучше: проза жизни или романтика смерти? Какая Эвридика больше нравится Орфею: живая, грешная, или идеальная, но мёртвая. Ведь тот самый лучший день их встречи и любви, если она умрёт, не будет омрачён последующей банальностью совместной жизни, ссорами, бытовыми проблемами и неизбежным расставанием.
Хоть судьба и даёт второй шанс, ещё очень спорный вопрос: какой финал можно считать счастливым? Об этом вам и предлагает задуматься спектакль «Орфей и Эвридика» Гульнары Галавинской, который вы сможете при желании посмотреть уже в сентябре.Настасья Выговская
05 Jul 2012